Обычно карьерные самосвалы имеют двухосевую схему с полным приводом или задним приводом. Разгрузка кузова производится строго назад (в редких случаях – в сторону). Ранее в добыче полезных ископаемых пытались использовать трехосные самосвалы, но они на карьерных работах не прижились.
Современные сверхгабаритные самосвалы работают на силовой установке. Генератор переменного тока приводит в действие дизельный двигатель, который питает тяговые электродвигатели. Те уже в свою очередь вращают колеса.
Тормозная система построена на совместном действии гидравлики и электромоторов. В режиме торможения они также вырабатывают энергию. Электропровод производят несколько крупных мировых компаний (Terex, Komatsu, БелАЗ).
В основном такая техника транспортирует горную массу в разрыхленных состояниях по специально подготовленным дорогам. Подобные самосвалы обычно работают на открытых карьерах, где климатические условия позволяют работу. Главным образом учитывается малое количество осадков, так как из-за большого количества спецдороги могут быть размытыми и непригодными к использованию.