Рынок лизинговых услуг в Рф развивается темпами, хорошими от европейских. Это мировоззрение аналитиков, составивших прогноз его развития на основании результатов денежной деятельности кредитных организаций в 2007-2011 гг.
За весь 2010 г. совокупный объем новых сделок лизинга по авто транспорту, заключенных в нашей стране, составил 106 миллиардов. руб. По подготовительным оценкам, в 2011 г. он вырастет более чем на 20 % и превзойдет предел 130 миллиардов. руб. В прошедшем году лизинг автотранспорта в РФ занимал приблизительно пятую часть (по итогам первых 9 месяцев - 19,3 %) всего рынка лизинга.
При всем этом на грузовые авто, приобретаемые в финансовую аренду, приходилось чуток наименее 10 %, а на автобусы и микроавтобусы - немногим наименее 1,5 %.
Анализ данных за полные календарные 2007-2010 гг. показал, что средний показатель по объемам лизинга грузовых тс равен 14 %, а по автобусной технике - 2 %. Для сопоставления: в 27 странах Евросоюза средняя толика лизинга автотранспорта в 3,5 раза выше и составляет чуть ли не половину всего объема лизинговых сделок (по данным Европейской федерации государственных лизинговых ассоциаций LeasEurope - 48 %). Удручает тот факт, что в общем объеме продаж денежных услуг в Рф толика российского лизинга очень мала. Часто компании пользуются услугами зарубежных компаний, и тому есть логическое разъяснение: если импортер поставляет на русский рынок европейскую технику, то он стремится и работать со «своими» банками.
Но нет худа без добра: если в Европе среднегодовой показатель роста сектора лизинга авто транспорта не превосходит 7-8 % и изредка подымается до 9-10 %, то в РФ он возрастает на 30-40%. В то же время, аналитики отмечают и поболее высшую уязвимость русского рынка автолизинга в кризисный период. К примеру, объем сделок в 2009 г. в РФ упал более чем наполовину (-56 %), тогда как в Европе он просел наименее чем на третья часть (-32 %). В то же время, и восстановление у нас идет стремительнее. По неким оценкам, реализации новейшей авто техники в Рф по лизинговым договорам возвратятся на докризисный уровень сначала 2013 г. Толика авто лизинга в общей структуре лизинговых услуг в Рф к тому времени вырастет в два раза, до 40 %.
Осязаемый экономический эффект должна дать реализация программ муниципального лизинга. Благодаря прямому госфинансированию в течение 5 лет на обновление автопарков будет израсходовано 43,5 миллиардов. руб., в среднем по 8,7 миллиардов. руб. в год. Но реальный бюджет программки будет в два раза меньше - около 22,1 миллиардов. руб. за счет того, что приобретаемый в собственность городских компаний подвижной состав гарантирует возвратность средств в казну. Возможность следующего реинвестирования в эту программку и понижает суммарные издержки из федерального бюджета.
Специалисты считают, что потенциал роста лизинговых сделок по авто транспорту не будет исчерпан и после 2013 г., так как парк страны нуждается в масштабном обновлении и пополнении.